Logo

Сотрудники тайно подрабатывают на стороне. Что делать

21.03.2024

shutterstock_2136820075

В свежей аналитической статье для издания «РБК Pro» генеральный директор Welldone Артем Киреев подробнее рассказал о таком явлении как сторонняя подработка штатных сотрудников, поделился статистикой и опытом эффективного взаимодействия с работниками, которые трудятся «на стороне».

Согласно исследованию Российской школы управления, 69% россиян подрабатывают постоянно или эпизодически, еще 20% планируют начать. Основная причина – желание увеличить доход, заявили 82% опрошенных. При этом почти четверть из тех, кто подрабатывает, скрывают это от основного работодателя.

В свою очередь, по оценкам аналитиков, более трети работодателей не в восторге от стороннего труда подчиненных и считают, что он снижает эффективность сотрудников. Среди нанимателей преобладают те, кто относится к подработкам нейтрально, но если в октябре 2023 года опросы выявили лишь 7% настроенных негативно, то в феврале 2024 года их число выросло до 26%. Возможно, одна из причин в большой распространенности этого формата: за 2023 год число вакансий с частичной занятостью выросло на 63%.

По мнению Артема Киреева, один из действенных способов убедить сотрудников меньше «смотреть на сторону» — дать им возможность увеличить заработок внутри организации. Для этого в самой компании необходимо создавать возможности получать дополнительный доход.

Внедряйте партнерский подход. Большинство компаний практикуют сдельную оплату труда. Важно, чтобы у сотрудников было чувство сопричастности и реальная возможность влиять на результат.

Поощряйте горизонтальную ротацию. Создавайте внутри компании систему при которой сотрудники не прикрепляются к одному рабочему месту, а осваивают разные навыки. Это позволит фирме гибко реагировать на запросы клиентов, а сотрудникам повышать свою ценность.

Способствуйте развитию компетенций, которые интересны людям. Сотрудники могут подрабатывать и в пределах компании. Например осваивая смежные специальности. Получив необходимый навык работник может взять на себя дополнительные функции и увеличить свой доход. Лояльность к работодателю и сила мотивации растут по мере роста дохода и самореализации.

Однако в условиях современного рынка не всегда возможно повлиять на ситуацию с подработками сотрудников — на сегодняшний день это реальность, с которой мы имеем дело, считает Киреев. Кроме того, не все компании могут финансово потянуть такие дополнительные расходы.

«Возможно, работодателям стоит изменить отношение к подработкам. Ведь так сотрудники обрастают связями, получают опыт, расширяют кругозор и могут принести больше пользы компании», — отметил эксперт.

Гораздо эффективнее не запрещать сторонний труд своих сотрудников, а пытаться интегрировать его, направлять и использовать на благо компании.

Создайте собственный «Свод правил». Пропишите в нем свое отношение к подработкам и обозначьте определенные границы, которые защитят интересы вашего бизнеса. Например, ограничения на работу у конкурентов, использование корпоративных ресурсов и рабочего времени.

Скорректируйте бизнес-процессы в сторону большей гибкости и работы на результат. Сотрудники, которые хорошо понимают стоящие перед ними KPI и при этом имеют подработку, как правило, лучше распоряжаются временем.

Мотивируйте делиться опытом. Многие работники самостоятельно вкладываются в развитие новых навыков, получают дополнительное образование. Вы можете просить таких сотрудников делиться опытом в других сферах, например, в формате мастер-классов внутри компании.

Подробнее об этих и других бизнес секретах работы с персоналом — читайте в эксклюзивной статье Артема Киреева для издания РБК Pro.

В условиях кадрового дефицита компании стремятся привлекать людей на неполный день, но при этом далеко не все готовы делиться своими сотрудниками. Однако возможность работать на кого-то еще в свободное время россиянам гарантирует статья 37 Конституции РФ «О праве на труд».